Художественная школа
Художественная школа Дворца школьников – старейшая организация дополнительного образования нашего города, свою летопись она ведет с 1977 года. Являясь учреждением дополнительного образования детей, реализует программы в области художественного и эстетического образования, созданные для целенаправленного обучения детей и подростков не только академическим дисциплинам (академический рисунок, академическая живопись, станковая и прикладная композиция, скульптура, история изобразительного искусства. Компьютерная графика), но различным видам декоративно-прикладного искусства. Большое внимание в процессе обучения уделяется выставочной деятельности. Ежегодно юные художники участвуют более чем в 50 творческих выставках и конкурсах. Высокий уровень подготовки детей подтверждается дипломами России, Японии, Польши, Чехии, Литвы, Латвии и др. стран. Активная творческая деятельность Художественной школы была отмечена международной организацией ЮНЕСКО и в марте 2007 года школе присвоен статус клуба ЮНЕСКО. В связи с этим учащиеся получили возможность участвовать во всех творческих и познавательных мероприятиях самого высокого уровня, знакомиться с искусством всего мира и пропагандировать самобытное искусство своей страны. По окончании Художественной школы выпускники получают свидетельства государственного образца и многие из них продолжают своё художественное образование в колледжах, училищах, высших учебных заведениях нашей республики и зарубежья. Художественная школа выпустила более 1000 выпускников, многие из которых стали замечательными специалистами: дизайнерами, архитекторами, модельерами, живописцами, педагогами.
Наряду с академическими дисциплинами основного отделения проводится профессиональная ориентация и открыто предпрофессиональное отделение с дополнительными учебными дисциплинами. В 1-2 классе в процесс обучения введены предметы профессиональной ориентации: батик, гобелен, витраж, текстильная кукла, соленое тесто, бумажная пластика, папье-маше. В 3-4 классе введено профессиональное обучение по предметам: дизайн интерьера, дизайн одежды, графический дизайн, также обязательным для всех учащихся данных классов стал предмет по выбору - художественная роспись. Задачами обучения в Художественной школе являются художественно-эстетическое воспитание детей, профессиональная ориентация и начальное профессиональное образование, обучение основам изобразительной грамоты, формирование эстетического вкуса, приобщение учащихся к мировой художественной культуре и к национальным традициям, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средних и высших специальных учебных заведениях искусства и культуры.
В школе работает высококвалифицированный педагогический коллектив – 13 педагогов с высшим педагогическим и профильным образованием со стажем работы от 5 до 35 лет, из них 3 педагога-исследователя, 4 педагога-эксперта, 1 педагог-модератор, 2 педагога высшей квалификационной категории, 1 педагог первой категории.
На уроках используются как традиционные, так и новые технологии обучения:
- Технология развивающего обучения;
- Технология проблемного обучения;
- Дифференцированный подход;
- Блочная система;
- STEAM-технологии;
- Технология чек-листа;
- Технология исследовательской деятельности на уроках;
- Технология оформления видеофрагментов, видео-уроков, видео-лекций, видео-мастер-классов;
- Технология создания анимационного обучающего фрагмента;
- Технология создания анимационного фрагмента для моделирования и практических работ учащихся;
- Технология программированного опроса и самоконтроля обучающегося (тесты);
- Презентации.
- Для повышения результативности учебных занятий, педагоги разработали и записали ряд видео-уроков по академическому рисунку и живописи, станковой и прикладной композиции, истории искусства, компьютерной графике, скульптуре, декоративно-прикладному искусству. Педагоги обмениваются опытом, советуются друг с другом, делятся наработками.
На уроках применяются различные формы работы, приемы и методы:
- 1. визирование, как основной метод академического рисунка, построения формы;
- 2. словесные: объяснение учебного материала;
- 3. наглядные, иллюстративные;
- 4. натурный метод;
- 5. метод упражнения;
- 6. метод копирования;
- 7. метод рефлексии;
- 8. поисковые методы (поиск композиционный, цветовой);
- 9. самостоятельная работа учащихся, которая пробуждает в ребенке самостоятельный поиск путей решения каких-либо учебных задач, проблемных вопросов
- 10. умение анализировать результаты своей работы;
- 11. сопоставление, сравнение;
- 12. метод обрубовки;
- 13. самоконтроль
- 14. умение ставить перед собой цели и задачи и добивать их выполнения и достигать высоких результатов.
Интерактивные методы работы и приемы построены на основе методики эффективного применения новых педагогических инструментов, таких как:
- 15. интерактив — то есть взаимодействие с компьютером и управление информацией;
- 16. моделинг — моделирование ситуаций, объектов, процессов и явлений, а также естественной окружающей среды, которую можно изучать и воспроизводить на предметах компьютерной графики и графического дизайна;
- 17. мультимедиа — аудиовизуальное представление внешнего мира (фото, видео, графика, анимация, звук).
Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства дает возможность реализовать свой творческий потенциал, повысить свой социальный статус, изучить опыт коллег, приобщиться к научно-исследовательской деятельности.
Педагоги Художественной школы Дворца школьников являются победителями и призерами международных, республиканских, областных, конкурсов видео-уроков и видео-лекций «Вернисаж педагогических идей» в номинации «Педагоги дополнительного образования»
В Художественной школе созданы группы подготовительного отделения для детей 10-11 лет. В первый класс Художественной школы принимаются дети с 12-13 лет, что соответствует 6 классу общеобразовательного учреждения (средняя школа, лицей, гимназия).
Учащимся, успешно прошедшим основной курс обучения с 1 по 4 класс, выдается свидетельство об окончании художественной школы государственного образца, а прошедшим обучение на профессиональном отделении – свидетельство об окончании, разработанный организацией образования.
Для учащихся, желающих продолжить обучение после окончания основного курса и молодежи, организованы годичные курсы со сроком обучения от 1 до 2 лет на платной основе по направлениям – предпрофессиональная подготовка архитектурное проектирование, предпрофессиональная подготовка, дизайн одежды, компьютерная графика, графический дизайн.
Начало учебного года в Художественной школе – 1 сентября, окончание учебного года 25 мая. Каникулы проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных школ. Занятия проводятся 3-5 раз в неделю, по 3-5 академических часа в день, в зависимости от учебного расписания. Продолжительность урока – 40 минут.
Два раза в год - по окончании 1-го полугодия и в конце учебного года проводятся итоговые просмотры учебных работ, на которых учащиеся школы демонстрируют уровень своих работ по всем учебным дисциплинам.
Большое внимание в процессе обучения уделяется выставочной и конкурсной деятельности. Ежегодно юные художники участвуют более чем в 50 творческих выставках и конкурсах. Высокий уровень подготовки детей подтверждается дипломами не только Казахстана, но и России, Японии, Польши, Чехии, Литвы, Латвии, Хорватии, Омана, Турции, Египта, Хургады и др. стран.
Учащиеся художественной школы становятся победителями Международных и Республиканских конкурсов, организованных городами Астана, Алматы, Москва, Санкт-Петербург, Омск, Томск, Калининград, Новосибирск, Иркутск, Владимир, Екатеринбург и другие. Некоторые из них указаны в таблице, это показатели только за 2023-2024 учебный год:
В 2020 году учащийся художественной школы Печёрин Артём завоевал медаль на 48-1 Международной выставке ЛИДИЦЕ, для вручения которой во Дворец школьников прибыл Чрезвычай и полномочный посол Чехии Рудолф Гикл. Кроме этого, наши учащиеся ежегодно становятся победителями Международного дистанционного молодежного фестиваля «IT-Stars», г. Алматы, завоевывая 1-3 места.
Активная творческая деятельность Художественной школы была отмечена международной организацией ЮНЕСКО и в марте 2007 года школе присвоен статус клуба ЮНЕСКО. В связи с этим учащиеся получили возможность участвовать во всех творческих и познавательных мероприятиях самого высокого уровня, знакомиться с искусством всего мира и пропагандировать самобытное искусство своей страны.
По окончании Художественной школы выпускники получают свидетельства государственного образца и многие из них продолжают своё художественное образование в колледжах, училищах, высших учебных заведениях нашей республики и зарубежья. Художественная школа выпустила более 1600 выпускников, многие из которых стали замечательными специалистами: дизайнерами, архитекторами, модельерами, живописцами, педагогами.
В 2022 году выпускники художественной школы Дворца школьников поступили в организации профессионального образования: в Колледж Северо-Казахстанского Университета поступили Мержоева Бэлла, Шафаггатова Сивиль, Степичева Александра, Суровцева Анастасия, в КГУ «Комплекс «Колледж искусств– специализированная школа-интернат для одаренных в искусстве детей имени Ермека Серкебаева»» поступили Шаболдасова Александра, Шевченко Светлана, Пономарёва Анна, Фесько Кристина, Нурпеисов Данил – в Екатеринбургский колледж искусств, Меос Злата – в Санкт-Петербургский колледж технологии, моделирования и управления.
В 2022 году выпускники художественной школы Дворца школьников поступили в высшие учебные заведения: Санкт-Петербургский государственный университет – Андронова Софья, Муканова Жания поступила в Казахский национальный университет искусств «Шабыт», Савенкова Яна – в Трирский университет прикладных наук (г. Трир, Германия), Хоменко Анастасия – в Университет Туран-Астана, Баштынская Эвелина – в Самарский государственный институт культуры, Першина Дарья – в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени А.Л. Штиглица.
В 2023 году Лаптева Дарья, Моргунова Анна поступили в Высшую школу экономики, факультет Дизайна, г. Москва. Ибраева Аружан – Казахский Университет искусств «Шабыт», факультет Графического дизайна, г. Астана. Садыкова Дильназ поступила в Сатпаев Университет, технологический институт, г. Аламаты. Саутжанова Алина продолжает обучение в колледже «Сымбат», факультет Дизайна. г. Алматы.
В 2024 году Абубакирова Диана поступила в Казахский Университет искусств «Шабыт», факультет Графического дизайна, г. Астана. Давыдова Яна – в омский строительный колледж, отделение архитектуры.Мергалимова Дания – в Евразийский национальный университет имени Гумилева, факультет архитектуры. Сеғали Жұлдыз Поступила в Аграрный университет имени Сейфулина, факультет архитектуры, г. Астана. Савенкова Яна поступила в магистратуру Венского университета прикладных искусств, Австрия.